Canalblog
Editer l'article Suivre ce blog Administration + Créer mon blog
Publicité
Обзор инностранной прессы
2 décembre 2008

В 13-М ВЕКЕ ЖАЛАИРТАЙ ПОКОРИЛ КОРЕЮ, В 20-М -

В 13-М ВЕКЕ ЖАЛАИРТАЙ ПОКОРИЛ КОРЕЮ, В 20-М - КОРЕЙЦЫ ПОСЕЛИЛИСЬ СРЕДИ КАЗАХСКИХ ЖАЛАИРОВ

     История полна примечательных фактов. Даже сейчас, когда в любой конец земного шара можно добраться в течение, по крайней мере, суток, для человека, живущего в Казахстане, Дальний Восток выглядит очень далеким регионом. Настолько далеким, что наличие в прошлом контактов с ним у жителей Центральной Азии представляется, на первый взгляд, весьма и весьма сомнительным.

     А между тем история свидетельствует о том, что еще в средние века связи, скажем, между Кореей, находящейся на том самом Дальнем Востоке, и нашим регионом были довольно интенсивными. Более того, бывало так, что одни и те же племена оставляли практически в одно и то же время неизгладимый след в истории казахов и корейцев. Похоже, в те далекие времена то огромное расстояние, которое отделяет Корейский полуостров от территории современного Казахстана, вовсе не представлялось непреодолимым.

 

Дальний Восток в прошлом не был таким далеким

     Рассмотрим сначала то, что, как свидетельствуют историки, имело место тысячу лет тому назад. В 10 веке кидани или китаи (каракитаи), которые в древности так же, как и целый ряд племен, вошедших впоследствии в состав казахского народа, кочевали в Монголии, создали государство Великий Ляо (Великое государство киданей). В пору своего рассвета это была империя, раскинувшееся от Японского моря до Восточного Туркестана. В 993 году кидани вторглись в Корею, которая в то время называлось государством Корё. Но корейцы вынудили их отступить. Еще дважды – в 1010 и 1018 г.г. – кидани предпринимали попытки завоевать Корею. Но добиться им этого, в конце концов, не удалось. Великое государство Ляо просуществовало до 1125 года, когда было уничтожено чжурчжэнями, народом тунгусского происхождения, создавшим на севере Китая государство Цзинь. И тогда часть киданей осталась на соседнем с Кореей Ляодунском полуострове. Их княжество там сохранялось до времен завоевательных походов Чингис-хана. А другая часть киданей во главе с принявшим в 1124 году титул гурхана Елюй Даши (он происходил из рода, правившего государством Великий Ляо) киданей ушла… Куда бы вы думали? Правильно, в Центральную Азию. И создала с помощью поселившихся здесь ранее сородичей государство Каракитаев, занимавшее, помимо прочего, практически всю южную и юго-восточную часть современного Казахстана и просуществовавшее примерно с 1130 до 1213 года. Покорили его найманы, пришедшие все так же с востока. А потом – уже войска Чингис-хана. Часть киданей или китаев (каракитаев), оставшаяся на Ляодунском полуострове рядом с Кореей, смешалась с тамошним населением. Другая часть, пришедшая в Центральную Азию, слилась с соседними тюркскими народами. То есть вошли они и в состав казахского народа.

     В 13-м веке созданная Чингис-ханом монгольская империя предприняла серию военных кампаний против Кореи. Всего их было шесть. Последняя, шестая велась в 1253-1258 годах. Полное покорение государства Корё произошло после того, как монгольским императором стал Мункэ (Монгке). При нем одновременно и окончательно были завоеваны две таких столь далекие друг от друга страны, как Иран и Корея. Как в первой, так и во второй кампании выдающуюся роль сыграли жалаиры.   В походе Хулагу-хана, внука Чингис-хана, в Иран представители этого племени составляли ядро монгольских войск.

     А в последней, шестой военной кампании против Кореи сама монгольская армия находилась под началом Жалаиртая. Уже само имя этого полководца говорит о том, что он из племени жалаиров. Ибо в прошлом название типа Жалаиртай (то есть племенное название с прибавленным к нему суффиксом «-тай») указывало на племенную принадлежность. В рассматриваемом случае это, по всей видимости, означало «жалаирец». Жалаиртай в течение нескольких лет осуществил четыре опустошительных вторжения в Корею в ходе этой последней и успешной кампании. В 1259 году принц Чон изъявил покорность монгольскому двору и стал королем Кореи под именем Вонджон. Начиная со времен его царствования в течение порядка 80 лет, Корея являлась данником монгольской империи. Корейские принцы должны были находиться в Ханбалыке (Пекине) в качестве заложников. А дочь Хубилая, ставшего императором в 1260 году, сделалась королевой Кореи, выйдя замуж за корейского короля. В этот период, говорится в корейской истории, монголы проложили себе путь в королевскую линию государства Корё посредством принуждения корейских королей к женитьбе на монгольских принцессах. Другими словами, правители Кореи того времени были, по казахским понятиям, «курегенами» (то есть были женатыми на принцессах династии чингисидов). Все это произошло после того, как Корею покорил полководец Жалаиртай...

Обстоятельства нового времени

     А в 20-м веке уже корейцы оказались в Центральной Азии. В том числе – и в Казахстане. Произошло это после того, как в 1937 году всех проживавших к тому времени в советском Приамурье корейцев переселили в наш регион. Их тогда насчитывалось порядка 200 тыс. С Дальнего Востока их эшелонами переправили в Казахстан и Среднюю Азию – главным образом в Узбекистан.

     Туда прибыло 16307 корейских семей. Всего - 74,500 тысяч человек. Порядка 4500 корейских семей было расселено по хозяйствам Средне-Чирчикского, Нижнее-Чирчикского, Верхнее-Чирчикского и Мырзачульского районов Ташкентской области, 1319 - Паст-Даргомского района Самаркандской области, 1014 – Гурленского района Хорезмской области, 2018 – Кунградского района Каракалпакской АССР.

     В нашу республику Казахстана прибыла 20141 корейская семья. Всего – 95,421 тыс. человек. Эти семьи были по областям Казахстана распределены следующим образом: Южно-Казахстанская — 8693; Северо-Казахстанская — 2702; Карагандинская — 2425; Актюбинская — 1874; Западно-Казахстанская — 1839; Алма-Атинская — 1721;  Кустанайская — 877.  В 1939 году корейцев в Казахстане насчитывалось уже 96,453 тыс., а в 1959-м – 74,019 тыс.

     За этот двадцатилетний период их численность в нашей республике сократилась на 20 с лишним тысяч человек. Зато в то же время количество корейцев в соседнем Узбекистане увеличилась вдвое. Произошло это главным образом вследствие самостоятельного переселения в 1939-1959 г.г. туда из Казахстана тысяч и тысяч корейцев, изначально направленных в нашу республику. Узбекистан привлекал их тем, что там было значительно больше, чем у нас, развито поливное земледелие. Только за первые после переселения с Дальнего Востока годы из Казахстана в Узбекистан мигрировало более 10 тысяч корейцев. По данным переписи 1959 года, в Узбекистане проживало 44,1% всех советских корейцев, в Казахстане - 23,6%.

     Но в дальнейшем численность корейского населения Казахстана стабилизировалось с тенденцией к постепенному росту. В 1970 году их насчитывалось 81,598 тыс., в 1979-м - 91,984 тыс., в 1989-м -103,315 тыс. В настоящее время их в Казахстане порядка 110 тысяч человек. В соседнем Узбекистане динамика изменения их численности в XX веке была такая: в 1926 году — 30 человек, в 1979-м — 163,062 тыс., в 1989-м — 183,140 тыс. Считается, что в настоящее время в Узбекистане проживают 200—210 тыс. корейцев.

     В Казахстане еще с советских времен сложилось так, что основными местами сосредоточения корейского населения стали Кызылординская и Талдыкурганская области. И при этом мне представляется, что из всех родоплеменных подразделений коренного населения Казахстана наиболее близкие отношения у корейцев сложились с казахскими жалаирами. Может, такое мнение является чересчур субъективным. Но сколько я встречал жалаиров, происходящих из бывшей Талдыкурганской области (ныне ее районы входят в состав Алматинской области), все они имеют близких друзей-корейцев, хорошо разбираются в корейских обычаях и питают определенную слабость к блюдам и приправам корейской кухни. Ясное дело, что такие отношения сложились вследствие стечения обстоятельств, которые сами эти люди не выбирали. Но, тем не менее, они представляются примечательными.

Мы являемся хоть и дальними, но родственниками

     А если взять по большому счету, конечно же, казахи и корейцы – исторически родственные народы. Причем можно предположить, что когда-то в далеком прошлом они жили недалеко друг от друга. Корни казахского сознания надо искать не на Западе и не на Юге, а на Востоке. Оттуда происходят кочевые тюрки. Там живут народы, чей образ мышления и чьи поведенческие стереотипы схожи с нашими. Имеются в виду корейцы, а также японцы.

     Заведующий кафедры корееведения Казахского национального университета имени аль-Фараби, вице-президент Ассоциации корейцев Казахстана Герман Ким в своем выступлении по телеканалу «Рахат» поделился со зрителями с таким любопытным наблюдением. Оказывается, изучение корейского языка студентам-казахам, окончившим казахскую среднюю школу и являющимся выходцами из аульной глубинки, дается заметно легче, чем их сокурсникам-корейцам, имеющим аттестат об окончании русской средней школы и выросшим, в большинстве своем, в городской русскоязычной среде.

     В разговоре с автором этих строк на данную тему Г.Ким в числе причин этого парадоксального, на первый взгляд, явления назвал такой фактор, как схожесть звуков и конструкции предложения в корейском и казахском языках.

     Такая же близость обнаруживается и у японского и казахского языков. Вот пример из выпущенного Московским государственным институтом международных отношений «Самоучителя японского языка» (Б.П.Лаврентьев, издательство «Наука»,  М., 1982 г.): «Например, русское предложение: «Я недавно читал роман японского писателя о жизни трудящихся» согласно японскому порядку слов приняло бы следующий вид: «Я недавно трудящихся жизнь о японского писателя роман читал» (стр. 17).

     Если вы, читатель, японский порядок слов, ничего не меняя, переложите на казахский язык, получится настоящее казахское предложение: «Мен (Я) жакында (недавно) енбекшiлер (трудящихся) омiрi (жизнь) туралы (о) жапон (японского) жазушысынын (писателя) романын (роман) окыдым (читал)».

     Все это говорит о том, что образ мышления у корейцев и японцев точно такой же, как у казахов. Как говорит Г.Ким, казахи и корейцы как народы являются хоть и дальними, но родственниками. Истоки их родства определяются их изначальной принадлежностью дальневосточной цивилизации.

     И тут дело не только в том, что далекие предки казахов пришли сюда с востока. Дело еще и в том, что в средневековом прошлом для Казахстана и Средней Азии Дальний Восток, как мы уже отмечали выше, явно не был недостижимо далеким.

     Что же касается конкретных исторических свидетельств, надо еще сказать и о том, что они зафиксированы со второй половины I тысячелетия нашей эры. Представитель Когурё (Кореи) изображен на одной из композиций относящейся к VII веку монументальной живописи дворцового комплекса Афрасиаб. Там запечатлены сцены приема послов в Самарканде правителем Согдианы Вархумаком. В ту эпоху, когда Поднебесная империя и арабы вступили в открытое противостояние в борьбе за распространение своей власти в Средней Азии,  во главе китайского экспедиционного корпуса, отправленного на штурм Чача (Ташкента) в 749 году, стоял корейский генерал Гао Сянь-Чжи. А после поражения китайских войск от арабов в 751 году на реке Талас, на территории современного Казахстана, один из потомков древней корейской династии Чао совершил поездку по городам нашего региона.

     А в далеком прошлом предки корейцев жили, по всей видимости, в близком соседстве с предками казахов. Есть немало антропологических и лингвистических данных, которые позволяют предполагать, что этнические корни корейцев связаны с Центральной Азией и Алтаем.  То есть они у них такие же, какие есть у казахов.

     Казахскому сознанию свойственна тяга к поиску родственников. Обнаружение удалившихся и поэтому почти позабытых родных, хоть дальних уже, и возрождение былых связей с ними – это для него всегда событие большой, даже исторической важности. А история восстановления былых связей нашего региона и нашей страны с Дальним Востоком совершается прямо сейчас, на наших глазах.    

     У казахов, как и у жителей всего Дальнего Востока, от суперсовременной Японии и входящей в десятку самых развитых государств Южной Кореи до остающейся коммунистической страной Вьетнама, до сих пор сохраняется культ духов предков. Так у нас было и до прихода Советской власти, и при ней. Так есть и сейчас. Следовательно, у нас есть общее с дальневосточными народами не только в физическом облике. 

Ахас ТАЖУТОВ

Publicité
Publicité
Commentaires
Обзор инностранной прессы
Publicité
Publicité