Кумыс и конина – еда, свойственная исторически кочевым народам

     Кипчаки (половцы – по-русски, куманы – по-венгерски) пили кумыс. Наряду с этим они ели конину и употребляли также айран и бозу. Такая пища и такие напитки предполагают ведение весьма специфического, свойственного не только просто тюркам, но именно кочевым тюркским народам образа жизни. Мы бы даже подчеркнули – кыпчакского происхождения кочевым тюркам.

     Даже в наше достаточно либеральное время такие тюркские народы, как азербайджанцы и туркмены не употребляют в пищу конину. Тем более не едят ее иранцы и арабы. А ведь те же туркмены тоже в значительной своей части до недавнего времени вели кочевой образ жизни. Но, тем не менее, они наотрез отказываются есть конину, когда их в качестве гостей угощают ею, скажем, казахи. Следовательно, тюркским народам, ведущим свое происхождение от огузов, употребление в пищу конины исторически не свойственно.

     Это свойственно тюркам, связанным своим происхождением с кыпчаками. Но не всем. К примеру, башкир от считающихся им очень близкими татар отличает именно отношение к конине и кумысу. Первые с удовольствием употребляют их, а вторые - нет. Вернее, в наше время они тоже могут согласиться есть конину и пить кумыс. Но не считают, их принадлежащими своей национальной кухне. Для них это – башкирская или казахская еда и башкирский или казахский напиток.

Кайрат КАЗАКПАЕВ