Canalblog
Editer l'article Suivre ce blog Administration + Créer mon blog
Publicité
Обзор инностранной прессы
15 octobre 2008

КИПЧАКИ В ЕВРАЗИИ Часть 12 Казахи и ойраты: кто

КИПЧАКИ В ЕВРАЗИИ

Часть 12

Казахи и ойраты: кто кого?..

     На рубеже 70–80 годов XVI века казак Ермак пересек Уральские горы и разгромил хана Кучума, который представлял в Сибири единственную организованную силу. А в середине XVII века русские уже достигли Амура и оказались в пределах китайских интересов. После ряда столкновений были подписаны Нерчинское (1689 год) и Кяхтинское (1727 год) соглашения, которые сохраняли силу до 1858 года. Кочевые народы Великой степи оказались зажатыми между двумя огромными державами. В XVI–XVII веках правители монголов пытались объединить все свои племена в единое государство, чувствуя надвигающуюся опасность. Сперва в этом деле доминировали западные монголы (ойраты), руководимые Есен-ханом. Потом инициатива перешла к восточным монголам (халха) и их правителям Даян-хану (1488–1507 годы), Алтан-хану (1507–1582 годы) и Лигдан-хану (1604–1634 годы). Однако попытки объединить монгольские племена в конце концов провалились, причем не только из-за внутренних распрей, но и также вследствие роста влияния маньчжуров. Активная политика китайских правителей маньчжурской династии внесла решающие изменения в политическую структуру региона.

     Ойраты же были пока относительно недосягаемы и сохраняли возможность вести более или менее независимый курс. Однако им было ясно, что набирающий силу при новой династии императоров Китай не оставит их в покое. Поскольку теперь на его стороне было подавляющее военное преимущество, ойратам, если они хотели избежать избиения и сохранить независимость, оставался лишь один выход - тот выход, который был настолько привычен кочевникам Центральной Азии, что подсказывал его им не столько разум, сколько подсознание: передвижение на запад. Так они вступили в ожесточенную борьбу за жизненное пространство с обитавшими на территории современного Казахстана тюркскими племенами. Будь такое в прежние времена, те просто потеснились бы или же ушли, переправившись через Волгу, в Западный Дешт-и-Кипчак. Конечно, не обошлось бы без столкновений, но в конце концов место нашлось бы. Ведь подобное происходило отнюдь не в первый раз. Но теперь положение было иное. Безысходное. Ситуация, в которой на рубеже XVI и XVII веков оказалось население
     Восточного Дешт-и-Кипчака, описывается в Британской энциклопедии так: «Зажатые между Российской и Китайской империями и оказавшиеся не в состоянии прорваться через дряхлеющие, но еще крепкие Османские и Сефевидские барьеры, тюрки-кочевники степей, лежащих к востоку от Волги и Каспийского моря и к югу от занятой русскими Сибири, почувствовали себя попавшими в ловушку, из которой выхода не было». (Британская энциклопедия (макропедия), том 9, страницы 599–600, «История Внутренней Азии»). И в этих условиях еще напирали с востока теснимые Китаем ойраты. Теперь создание этнополитического союза для тюрок-кочевников стало насущной необходимостью. Пребывая в составе трех разных государственных образований – Могулистана, Казахского ханства и Большой ногайской орды, - разрозненные группы племен не могли противостоять настроенным самым решительным образом ойратам. К тому же в это время в их состав вливались оттесненные русскими с севера на юг после разгрома Кучума сибирские тюркоязычные кочевники и вытесняемые на левобережье Иртыша западными монголами алтайские и восточно-туркестанские тюрки. 

     Объединяющим всех их в одно целое фактором являлось то, что они вели кочевой образ жизни, в той или иной степени, в тот или иной период времени проходили через процесс кипчакизации и в результате этого теперь имели общие традиции и язык. Союз мог быть создан под эгидой Казахского ханства, потому что оно было тогда сильнее двух других государственных образований и одновременно являлось связующим между северо-западной и юго-восточной группами племен. Так, собственно, и произошло. Поскольку объединение было добровольно-вынужденным, объединяющиеся группы, которые традиционно тяготели к разным как в региональном, так и в культурном отношении центрам государственности, были за то, чтобы в составе нового союза каждая их них сохраняла свою автономность. Таким образом четко определились контуры трех жузов: Большого, Среднего и Младшего. Я не оспариваю мнение о том, что понятие о жузах могло появиться гораздо раньше и что сами они могли функционировать еще до появления единого казахского народа. Но считаю, что именно в описываемое здесь время эти жузы вобрали в себя то содержание, которое нам теперь привычно.

     Более всех страдали от наступающих ойратов в Семиречье. Менее – в Ногайской орде. Но в среде запертых в своих степях тюркских кочевых племен поневоле шли в рост центростремительные силы. Ногайские племена раздирали противоречия. Одни из них были за то, чтобы войти в состав Казахского ханства, другие предпочитали перейти под опеку русского царя. Используя брожения в Большой ногайской орде, Хакназар-хан привлек на свою сторону много ногайских мурз и присоединил к Казахскому ханству левобережье Урала. Вскоре ногайским племенам междуречья Волги и Урала пришлось делать выбор уже в спешном порядке. Давление ойратов на казахские степи усиливалось, и в 1616 году одно из их племен, торгуты, прорвалось на запад и поселилось там в низовьях Волги. Название «торгуты» было трансформировано в «калмыки». Эти пришельцы покончили с лавированием Большой ногайской орды между русскими и Казахским ханством. Она перестала существовать. Одна часть ее племен переселилась на побережье Волги и присоединилась там к Малой ногайской орде. Другая – окончательно вошла в состав Казахского ханства в форме одного из его автономных образований под названием Младший жуз. Теперь казахскому государству приходилось иметь дело с ойратами и на востоке, и на западе. Калмыки номинально находились под властью русских и, опираясь на них, боролись с казахами. Однако вскоре русские сами стали селиться в междуречье Волги и Урала. Почва стала уходить у калмыков из-под ног. В этих условиях одна их часть была вынуждена, как и вытесненные ими самими ногайцы, перебраться на правобережье Волги. Другая часть предприняла попытку вернуться через страну казахов на прежние земли, оказавшиеся к тому времени под властью Китая. Переход, начавшийся в 1770 или 1771 году, был ужасен. Только половина пустившихся в путь добралась до цели и поселилась в Илийской долине.

     В течение полутора веков отсутствия торгутов их ойратские собратья переживали полную событий историю. Одно из племен, джунгары, выросло под руководством своего вождя Галдана (1676–1697 годы) в могущественное государство и стало наносить казахам такие сокрушительные удары, что под вопросом оказалась дальнейшая судьба как Казахского ханства, так и его народа. В 1710 году было созвано собрание представителей казахских жузов в Каракумах. Есть свидетельства, что на этом сходе звучали предложения уйти на запад, за Волгу. То есть даже спустя полтора века после перекрытия пути через Волгу русскими, сознание кочевников Восточного Дешт-и-Кипчака продолжало считать возможным, как и сотни лет назад, такой исход. Как устойчивы стереотипы!

     Более века длилась ожесточенная борьба между казахами и джунгарами за жизненное пространство. Это была схватка за право выжить. Она выработала в казахах монолитное единство духа и сознания. Иначе и не могло быть. Иначе проигрыш был бы неизбежен... Между тем Китай продолжал наступать на северо-запад. Джунгары, так и не сумевшие одолеть казахов, оказались в критическом положении. В 1757 году войска китайского императора разбили в пух и прах армию джунгарского правителя Амурзаны и покончили с последним из монгольских независимых государств. Эта победа позволила правителю Поднебесной империи включить в состав своей державы Восточный Туркестан и Джунгарию и учредить в 1760 году особую военно-административную единицу – имперское наместничество Синьцзян, что в переводе с китайского означает «новая территория» или «новые рубежи». Так в целом определились контуры Казахстана, или земли казахов. Дальнейшая история Казахстана описана в литературе подробно, поэтому останавливаться на ней не будем. Просто отметим некоторые примечательные моменты.

(Продолжение следует)

Ахас ТАЖУТОВ

Publicité
Publicité
Commentaires
Обзор инностранной прессы
Publicité
Publicité