Canalblog
Editer l'article Suivre ce blog Administration + Créer mon blog
Publicité
Обзор инностранной прессы
14 octobre 2008

КИПЧАКИ В ЕВРАЗИИ Часть 11 Упадок Великой Степи В

КИПЧАКИ В ЕВРАЗИИ

Часть 11

Упадок Великой Степи

     В XV веке уже началось убывание военной мощи кочевников. Изменялась разительно геополитическая обстановка. С появлением огнестрельного оружия оседлые государства уже не отступали перед кочевниками, а, наоборот, стали наступать на степные районы. Вследствие этого начала сужаться уже исконная территория обитания кочевых народов и племен. Эпоха Возрождения сделала возможным невиданный экономический бум в Европе. Развивалась техника, снабжавшая армию все новыми видами оружия. Были проложены водные пути в Китай, Индию и Америку. Открывались новые земли, осваивались новые территории. Практически отпала необходимость в трансконтинентальных сухопутных торговых путях типа Великого шелкового пути, которые проходили через контролируемые кочевниками регионы и, естественно, поддерживали их экономически. Всего за какие-нибудь сто лет кочевники перестали являть собой серьезную военную силу и отошли на задний план. Отныне все козыри были у европейских государств, ринувшихся покорять остальной мир. Теперь происходило движение с запада на восток и с севера на ю Положение изменилось диаметральным образом.

     Уже не по зубам были кочевникам не только европейские страны, но и оседлые государства Азии. Те теперь не ограничивались отбиванием их атак, а сами шли в наступление. На востоке китайский император с 1410 по 1424 год предпринял пять крупных кампаний против монголов. Все были успешные, но решающей победы не принесли. Монголы поняли, что появилась угроза самому их существования и решили действовать по принципу: лучшая защита – нападение. В период правления Есен-хана (1439-1450 годы) ойраты (западные монголы) прорвались до самого Пекина и попытались взять его. Но защитники города встретили их залпами пушек. На юго-западе путь непобедимой еще недавно кавалерии кочевников преграждали Государство сефевидов и Османская империя. На западе русские сами готовились к потрясающему маршу на восток. Кочевники оказались в плотном кольце набравших силу оседлых государств. Разорвать или расширить его они уже были не в состоянии. Им оставалось или биться друг с другом насмерть за право обладать все сужающимся жизненным пространством, или положиться на милость правителей оседлых государств, покорившись им.

     Обитавшие на окраинах Русского государства казаки втягивались во все более тесную связь с ним. Оно было заинтересовано в том, чтобы эти весьма своеобразные люди, отважные воины, становились его подданными. Чтобы плотнее связать их с Русью, Православная церковь развила бурную деятельность среди них. Особый интерес в этом смысле представляли для нее те группы казаков, где тюркский элемент оставался преобладающим. Наконец-то в результате длительного соседства народов двух разных миров появился симбиоз представляющего вместе с конем единое целое воина-кочевника и привязанного к земле, основательного и хозяйственного хлебороба – тот казак, каким мы его сейчас больше знаем. В нем нашли удачное сочетание степенность, терпеливость и настойчивость земледельца и бесшабашная отвага, бесстрашие перед неизведанным пространством номада, не имеющего привычки ограничивать свой кругозор пределами ойкумены. Плоды его службы России оказались потрясающими. За считанные десятилетия он прошел от Урала до Тихого океана и положил к ногам российских государей огромный субконтинент, включающий в себя Западную, Восточную Сибирь и Дальний Восток. Было ли возможным освоение этого огромного пространства Россией без участия казаков? Было ли возможным появление казаков, не будь многовекового соседства русских с кипчаками и другими тюрками-кочевниками? И на тот и на другой вопрос можно ответить смело и однозначно: нет. Ведь слава и эффективность деятельности казаков долгое время не давали покоя другим европейским государям, и они не раз пытались создать у себя нечто, подобное русскому казачеству. Но ничего, как известно, не получилось. И не могло получиться, ибо появление казачества – результат естественного исторического развития при участии определенных действующих лиц...

(Продолжение следует)

Ахас ТАЖУТОВ

Publicité
Publicité
Commentaires
Обзор инностранной прессы
Publicité
Publicité