Автор: Ширин АКИНЕР Употребление термина «казах»
Автор: Ширин АКИНЕР
Употребление термина «казах»
Основное население в соседних улусах Джучи и Чага-j тай состояло из тюрков, монголов, принявших тюркский язык, и, возможно, домонгольских племен. Постоянное движение населения, в результате которого происходили слияния и деления племенных групп, означало отсутствие четкого этнического/расового деления между ними. В XV в. такие понятия, как «узбек » и «казах» употребля-. ли довольно свободно и зачастую заменяли одно другим.] И только в XVI в. они начали принимать более точное определение.
Этимология слова «казах» остается тайной. Народная этимология каз (гусь), ак (белый) связывает его с легендой о белом гусе (древний тотемный символ). Историки и филологи еще не смогли предоставить более убедительного объяснения, хотя предлагались многие теории6. Термин «казах» и ему подобные, возможно, связанные с этим понятием формы, имеются также на Кавказе, в регионе Волги и Дона с ХШ в., но казахские историки решительно отвергают какую-либо этимологическую связь, не говоря уже о предположении физического союза с казаками. Проблема эта в дальнейшем осложняется и тем, что русские источники конца XVI в. используют выражение «казатская орда» (казахская орда). Позднее его заменили терминами «киргиз», «киргиз-кайсак» или «кайсак». Неизвестно, по какой причине произошли эти изменения. В казахском языке, однако, использовался термин Qazaq. И лишь в советский период он бьш окончательно принят для обозначения казахского народа.
Наконец, есть термин Алаш. В народной традиции имя легендарного отца казахов Алаша употреблялось время от времени (иногда в форме «дети Алаша») как синоним для обозначения всего народа7. В XX в. термин бьш присвоен казахскими националистами, в особенности теми, кто имел протюркскую ориентацию, в частности Алаш-Ординским движением и партией Алаша, которые активно действовали накануне большевистской революции и в качестве оппозиционной группы Алаш в 90-х годах. Употребление термина «казах».
Источник: «Формирование казахского самосознания», город Алматы, 1998 год