Canalblog
Editer l'article Suivre ce blog Administration + Créer mon blog
Publicité
Обзор инностранной прессы
14 novembre 2008

ЧЬИМИ ПОТОМКАМИ ЯВЛЯЮТСЯ СОВРЕМЕННЫЕ КАЗАХИ –

ЧЬИМИ ПОТОМКАМИ ЯВЛЯЮТСЯ СОВРЕМЕННЫЕ КАЗАХИ – ТЕХ, КТО ГЕРОИЧЕСКИ ЗАЩИЩАЛ ОТРАР, ИЛИ ТЕХ, КТО ГЕРОЙСКИ ШТУРМОВАЛ ЕГО?

     Почему между казахами нет согласия? Вопрос очень даже непростой. Согласия действительно нет. Свидетельством тому является вновь разразившийся совсем недавно горячий спор в среде казахских интеллигентов на тему о том, как казахам следует относиться к Чингисхану: воспевать его или проклинать? Мнения, как всегда, разделились. Даже последовало коллективное обращение одной из сторон к Нурсултану Назарбаеву. Хотя чем тут президент может помочь, если уж даже у лучших умов нации нет единого мнения по этому вопросу?!

     Для монгола с Чингисханом все ясно: он - символ величия его народа. Монгол гордится им так же, как таджики Исмаилом Самани, а узбеки - Тамерланом. Даже у киргизов, ближайших родственников казахов, есть образ, бесспорно символизирующий национальное единство, - Манас. А у нас с этим делом большие проблемы.

     Такой факт, кстати, отмечают в своих исследованиях и крупнейшие западные специалисты по истории и культуре казахов. Издаваемая на Западе этнологическая справочная литература называет казахов народом тюрко-монгольского происхождения. И это очень похоже на правду, потому что в казахской родоплеменной структуре названий, которые ассоциируются с монголами времен Чингисхана, насчитывается немало: коныраты (ныне в составе Среднего жуза), джалаиры (сейчас входят в Старший жуз), кереиты (теперь в рядах Младшего жуза) и др. В культуре и образе жизни казахов также очень много схожего с монголами. А самое главное, - страна казахов – единственный сохранившийся до времен новейшей истории домен династии чингисидов. Даже в самой Монголии они гораздо раньше утратили власть и положение повсеместно признаваемых хозяев.

     Большинство казахов назубок знает свои родословные. До седьмого колена - это просто обязательно. Но все эти родословные единой для всех казахов канвы истории не формируют. Общеказахской объединяющей исторической памяти нет даже в виде мифов, легенд, преданий. Потому-то и нет ясного ответа на вопрос: в период монгольского нашествия предки казахов героически защищали Отрар или геройски штурмовали его? Так что ни у одного казаха, в том числе и у президента, не получится окончательно рассудить спор о том, кто есть Чингисхан для казахов. Потому что все еще не совсем ясно, кто они сами такие. Откуда взялся этноним «казахи» и что общего у него с этнонимом «казаки»? Когда и почему возникли казахские жузы?

     Вопросов много, но нет вразумительных ответов на них. Можно привести сколько угодно казусных примеров из самых серьезных исследований на эту тему. Но ясности они не прибавят…

     Да, истоки истории того или иного народа, обстоятельства его происхождения – это зачастую национальный миф. Но в нашем случае и мифа-то, сколько-нибудь систематизированного и удобоваримого, не получается.

     Причина этого кроется, видимо, не в одних только внутренних противоречиях в рамках общего казахского духовного поля. В мире давно уже состоялись худо-бедно согласованный раздел и растаскивание по национальным квартирам историко-культурного наследия Евразии. Младописьменные казахи, ведшие до недавнего времени кочевой образ жизни и рассматривавшие переход на оседлость как деградацию, похоже, слишком поздно спохватились. Все уже разделено и описано. И никто не желает пересмотра.

Кайрат КАЗАКПАЕВ

Publicité
Publicité
Commentaires
Обзор инностранной прессы
Publicité
Publicité