Canalblog
Editer l'article Suivre ce blog Administration + Créer mon blog
Publicité
Обзор инностранной прессы
23 octobre 2008

ПОЧЕМУ ЭТНОНИМ «ТУРIКПЕН» ВЫШЕЛ ИЗ УПОТРЕБЛЕНИЯ?

ПОЧЕМУ ЭТНОНИМ «ТУРIКПЕН» ВЫШЕЛ ИЗ УПОТРЕБЛЕНИЯ?

     Из фольклора прежних времен до нас дошло такое выражение: «Турiкпен»  – тор агам» - «Туркмен – это мой самый почитаемый старший брат». Однако казахский народ в целом, за исключением жителей Западного Казахстана, в течение последних 200-250 лет напрямую с туркменами, судя по всему, в прямом контакте в силу отсутствия общих границ практически не состоял. Поэтому и не удивительно, что за последнее десятилетие привнесенный в казахский язык западными казахами этноним «турiкпен» оказался вытеснен из оборота терминологии казахскоязычных СМИ и делопроизводства его русифицированной версией в виде «туркмен» или «турiкмен». Однако в Западном Казахстане как были, так и до сих пор сохраняются не только прямые контакты с туркменами, но непосредственно связанные с ними специфичные названия – «турiкпен» и «Турiкпенстан».

     В советское время доля казахского населения в этой республике была значительна. Особенно много казахов жило в северо-западном прикаспийском регионе, в районе городов Красноводск (нынче Туркменбаши) и Бекдаш. В годы становления Туркменистана в качестве независимого государства казахское население там значительно сократилось за счет репатриации части его на историческую родину. Но и после этого казахи, составляя 90 тыс. человек или 2% всех жителей, продолжают оставаться 4-ой по численности этнической группой после самих туркмен (77%), узбеков (9,2%) и русских (6,7%). Как и прежде, наши сородичи в Туркменистане – это, главным образом, западные по происхождению казахи. Для них жить бок о бок с туркменами так же привычно, как казахам Семиречья сосуществовать  с кыргызами, Шымкентской области  - с узбеками. В одном государстве им доводилось жить еще в те периоды XVIII века, когда в Хивинском ханстве, где всегда значительный вес имели туркмены, правили ханы Младшего жуза - Абулхаир и его сын Нуралы.  Во второй половине XIX века, после завоевания этого среднеазиатского государства царскими войсками и его превращения в протекторат Российской империи туркменские текинцы и йомуды и казахские адаевцы входили в состав одной области – Закаспийской. После прихода советской власти выходцы из этих родов вместе воевали против нее.  В историю басмаческого движения в советской Средней Азии это басмачество вошло под названием «йомудо-казахское басмачество» или «йомудо-адаевское басмачество».

Они нам не чужие

     Казахское население Туркменистана, обретшего статус союзной республики еще в 20-е годах XX века, в значительной мере пополнилось в течение следующего десятилетия за счет тех, кто оставил Западный Казахстан, спасаясь от голода 1932-33 годов или уходя от коллективизации или конфискации.

     В Казахстане носители традиции многовековых соседских отношений казахского и туркменского народов – это главным образом западные казахи. А уже среди них – это, прежде всего, представители рода адай, издавна населявший район Устюрта и полуострова Мангыстау, которые-то и граничат непосредственно с туркменскими землями. Свидетельством того, насколько же исторически тесными были взаимоотношения адаевцев с соседним народом, является факт наличия в их составе подрода турiкпен адай (которому принадлежит и сам автор этих строк). Видимо, следует, пользуясь случаем, отметить и такую особенность западных казахов, как их большая, чем у других казахов, устремленность к эндогамным бракам как в рамках младшего жуза в целом, так и в пределах составляющих его племен и родов, в частности. Это, по всей видимости, следствие влияния туркмен, у которых роды до сих пор являют собой достаточно обособленные и автономные подразделения народа. Среди западных казахов по этому показателю адаевцы ближе всех туркменам. Географически они ассоциируются с Мангыстау в Казахстане и прикаспийским регионом в Туркменистане. И среди них значительна доля внутриродовых браков. Но при этом строго соблюдается требование о недопущении брачного союза между родственниками до седьмого колена.

     В наше время такая особенность коренного населения Западного Казахстана находит весьма наглядное выражение в той очевидности, что средних здешних казахов межнациональных браков насчитывается гораздо меньше, чем в других регионах страны.

     У них есть свои привычные издавна представления о том, что в отношении туркмен можно себе позволять. А чего – нельзя. Поэтому они приходят в изумление, когда центральные газеты и телеканалы Казахстана начинают, подражая практике российских коллег, высмеивать Туркменбаши и порядки в сегодняшнем Туркменистане. Дело не в опасениях, а нормах приличия, свойственных сложившейся культуре взаимоотношений двух соседствующих народов – казахов и туркмен. Как говорится, что русскому в радость, то немцу смерть.

     Так, и туркмены могут болезненно реагировать на критику сегодняшнего положения дел у себя на родине из уст казахов, но при этом совершенно спокойно воспринимать ее же со стороны россиян. Или просто русских. Причем наша критика порядков в Туркменистане может восприниматься как обида даже теми туркменами, которые сами не в ладах с правящим там режимом. Впрочем, аналогичная реакция свойственна и казахам. 

А.Тулеев – гордость казахов и туркмен

     Соседствующие народы Центральной Азии, помимо всего прочего, объединяет и то, что у них общие герои. Причем не только в прошлом. К примеру, в двадцатом веке были, по меньшей мере, три выдающиеся персоны, которыми одновременно гордились и узбеки, и казахи. Это – государственный деятель Турар Рыскулов, Герой Совесткого Союза, генерал Сабыр Рахимов и художник Орал Тансыкбаев. Все трое они по происхождению являлись казахами, но по жизни были связаны с Узбекистаном. Интересно посмотреть на то, как их воспринимает узбекская общественная мысль. То, что Т.Рыскулов был казахом, узбекская общественная мысль не оспаривает, но при этом он в ее видении предстает как один из основоположников современной государственности Узбекистана.  С.Рахимова там считают всецело своим, так что узбеки не очень-то соглашаются делиться гордостью за него с казахами. А вот О.Тансыкбаева они, хоть и гордятся им тоже очень, вроде как признают казахом. Мне не раз приходилось читать или слышать, как о том или ином талантливом художнике Узбекистана говорили: «Это – узбекский Орал Тансыкбаев». Но как бы то ни было, такие выдающиеся личности нас с узбеками объединяют, а не разъединяют. И это очень хорошо.

     Личностью аналогичного типа в Туркменистане представляется Амангельды Тулеев, у которого, хотя и родился он там и является по происхождению казахом из адаевского подрода балыкшы адай, вся сознательная жизнь связана с Россией. У меня некоторое время назад был очень интересный разговор о нем с преподавателем Туркменского государственного университета, кандидатом исторических наук Маратом Раджабовым в Киеве, куда мы тогда приехали, чтобы принять участие в одной международной конференции. В ожидании начала этого мероприятия жили мы в гостинице «Национальная» и имели вдоволь времени поговорить на самые разные темы. И вот когда я спросил «Как вы относитесь к Аману Тулееву?», этот солидный как по возрасту, так и по рассуждениям человек, не задумываясь, выпалил: «Мы считаем его гордостью туркменского народа». Что-то подобное я ожидал услышать. Но мне стало обидно, что мой собеседник никак не соотносит его с казахами. И сказал: «Побойтесь Бога, Маке! Он же казахского происхождения. Во всяком случае, в официальной биографии, которая была объявлена в 1991 году, когда он впервые выдвигался кандидатом в президенты России, совершенно определенно говорилось, что он казах». Такая реакция ничуть не смутила моего собеседника. Он тут же нашелся сказать: «Давайте сформулируем так:  Аман Тулеев – гордость казахского и туркменского народов». Разумеется, такое определение не вызвало у меня возражения.

Ерберген САЛЫКОВ

Publicité
Publicité
Commentaires
Обзор инностранной прессы
Publicité
Publicité