Canalblog
Editer l'article Suivre ce blog Administration + Créer mon blog
Publicité
Обзор инностранной прессы
8 octobre 2008

КИПЧАКИ В ЕВРАЗИИ Часть 7 Султан Бейбарс Впрочем,

КИПЧАКИ В ЕВРАЗИИ

Часть 7

Султан Бейбарс

     Впрочем, кипчакский фактор играл важную роль и в вопросе выбора приоритетов в сфере внешних сношений созданного Бату-ханом государства. При Берке-хане, его наследнике, правившем в 1257–1267 годах, отношения Золотой Орды с обосновавшимися на Среднем Востоке ильханами (другая ветвь чингизидов) складывались напряженно. Поиски союзников в борьбе с последними привели в далекий Египет, к мамлюкам, которые были тоже кипчакского происхождения. К султану Бейбарсу, первым развеявшему миф о непобедимости монголов и положившему начало сокрушению их военного могущества. Этот человек считается самым выдающимся представителем династии мамлюков. Легенды о нем ходили еще при его жизни. По сей день очень популярно во всем арабском мире «Зират Бейбарс» – обширное по объему произведение народного фольклора, являющееся описанием его жизненного пути. Давайте и мы обратим внимание на биографию Бейбарса, ибо она полна примечательных деталей.

     Аль-Малик аз-Захир Рух-ад-дин Бейбарс родился в стране Дешт-и-Кипчак, на северном побережье Черного моря, тогда, когда объединенное русско-кипчакское войско потерпело поражение от монголов на Калке, – где-то в 1223 году. После вторичного вторжения последних в Западный Дешт-и-Кипчак, т.е. где-то в начале 40-х годов ХIII века, он вместе с другими военнопленными кипчаками был продан в рабство. Надо полагать, Бейбарс еще у себя на родине успел повоевать с монголами. В средние века тюркоязычные невольники традиционно шли на укрепление военной мощи большинства исламских государств и поэтому очень высоко ценились. Так что нет ничего удивительного в том, что Бейбарс в конце концов оказался собственностью султана Египта ас-Салиха Наим-ад-дина из династии Айюбидов. Отправленный, как и все новоприобретенные невольники этого правителя, на остров посреди Нила для совершенствования военной выучки, он проявил выдающиеся бойцовские качества. Очень скоро этот молодой кипчак сделался командиром личной гвардии султана. А по-настоящему проявил себя впервые в 1250 году. Тогда Бейбарс в качестве командующего армией Айюбидов разгромил крестоносцев под началом короля Франции Людовика IХ. Сам король оказался в плену и был отпущен впоследствии за большой выкуп. Мамлюки-офицеры, видя, какую мощь они собой представляют и как быстро растет их авторитет в стране, не пожелали удовлетворяться и далее ролью щита Египта. В том же 1250 году они под руководством Бейбарса совершили дворцовый переворот. Султан Туран-шах, лишь недавно занявший престол, был убит. За смертью последнего султана-айюбида последовало смутное время. Не угодивший первому мамлюкскому правителю Айбаку Бейбарс вместе со своими соратниками ушел в Сирию и оставался там до 1260 года. То есть до тех пор, пока не пригласил его обратно третий по счету мамлюкский султан Кутуз. Бейбарс и его сподвижники были восстановлены в том положении, которое занимали в армии прежде. Сам Бейбарс в дополнение к этому получил в подарок селение. И очень скоро доказал, что не зря делают на него ставку. В сентября 1260 года у города Наблуса (Палестина) мамлюки разгромили продолжавших свои завоевательные походы монголов. Особенно отличился в этой битве Бейбарс, возглавлявший авангард египетского войска. Замертво пали на поле брани многие монгольские полководцы, снискавшие славу непобедимых и неустрашимых. Ощутимо пополнился личный счет неукротимого кипчака.

     За свои ратные заслуги он рассчитывал получить в качестве дара город Алеппо, но султан Кутуз разочаровал его. На обратном пути через Сирию Бейбарс восстал против своего султана и лишил его собственноручно жизни. Так он стал четвертым султаном мамлюкской династии. И вскоре доказал, что ему присущ талант не только воина и стратега, но и также дальновидного государя и прозорливого дипломата. Он восстановил сирийские крепости и цитадели, разрушенные монголами, строил арсенал, военный и торговый флот. Объединил в одно государство Египет и Сирию, чтобы сделать эффективной борьбу с крестоносцами. С 1265 по 1271 год Бейбарс почти ежегодно предпринимал походы против них. К исходу этого периода стало ясно, что судьба крестоносцев решена. Больше никогда они не были в состоянии вернуть утраченное.

     Постоянной заботой Бейбарса было сдерживание натиска монголов с севера и востока. За 17 лет правления он 9 раз вступал с ними в сражения. И ни разу не проиграл. В самой Сирии ему приходилось вести борьбу с ассассинами, членами исламской секты фанатиков. В 1271 и 1273 годах он нанес им чувствительные поражения и в конце концов очистил от них Сирию. Какие только не образовывались союзы против него! Особенно усердствовали монголы. Они выступали против Бейбарса то в союзе с армянами-христианами, то в союзе с сельджуками-мусульманами. Но все тщетно. В 1276 году Бейбарс разгромил объединенное монгольско-сельджукское войско и занял город Кайсери (на территории современной Турции). В целом он вел гибкую политику, но в двух ключевых вопросах его позиция оставалась неизменной: 1) пополнение рядов своей армии преимущественно за счет кипчаков; 2) поддержание союзнических связей с Золотой Ордой (то есть с Кипчакским ханством) в противовес вражде с персидскими монголами. Для достижения этих целей Бейбарс пошел на сближение с императором Византии Михаилом VIII Палеологом, ибо тот контролировал Дарданеллы, через которые пролегал водный путь в Дешт-и-Кипчак. Бейбарс был воином с отменной выправкой, любил рыцарские поединки и состязания по стрельбе из лука. Проявлял милосердие по отношению к слабым, бдительно следил за своим моральным обликом. В 1271 году он издал закон, запрещающий потребление вина.

     Вообще, эпоху правления мамлюков принято делить на два периода: 1) 1250–1382 годы; 2) 1382–1517 годы Западные историки именуют их «Бахри» и «Бурджи» – по названию воинских частей, на которые в обозначенные отрезки времени опиралась династия. У современных исламских историков они называются «тюркским» и «черкесским» периодами. Но в одном все единодушны: мамлюкское государство достигло зенита своего могущества при тюркских султанах и стало терять его во времена правления черкесских султанов. Считается, что первые заслужили благодарность всего мусульманского мира за спасение арабо-исламской цивилизации от крестоносцев и монголов.

(Продолжение следует)

Ахас ТАЖУТОВ

Publicité
Publicité
Commentaires
Обзор инностранной прессы
Publicité
Publicité