Canalblog
Editer l'article Suivre ce blog Administration + Créer mon blog
Publicité
Обзор инностранной прессы
31 juillet 2008

ПАРАДОКСЫ КАЗАХСКОЙ ИСТОРИИ: ЖИЗНЬ И ДЕЯНИЯ

ПАРАДОКСЫ КАЗАХСКОЙ ИСТОРИИ: ЖИЗНЬ И ДЕЯНИЯ ЕР-ТАРГЫНА-4

(Обновленная версия) 

«Народ, у которого нет истории, подобен ребенку без отца и матери,

всему учится с самого начала.

Мало того, народ, потерявший свою историческую память,

словно гибкая лоза: куда его согнешь, туда и пойдет»

Ч. Айтматов.

Часть четвертая

В Крыму еще до перехода этого полуострова под власть Российской империи казахи, похоже, жили

     Итак, согласно сюжету одноименного эпоса, ногайский батыр Ер-Таргын, будучи вынужден оставить свой юрт, бежал в Крым. Там он попадает во владения Акша-хана. Это была, по-видимому, другая ногайская орда. Иначе говоря – другие ногайцы. Но в Крыму в те времена правил крымский хан. Как там мог пребывать со своей ордой еще один правитель, да еще ногайский?

     Считается, что большинство населения Крымского ханства составляли татары. Впервые этноним «крымские татары» был использован в трудах С. Герберштейна и М. Броневского. Это было в начале XVI века. Но эти самые крымские татары – основное население одноименного ханства – состояли, в действительности, из трех частей. И одна из них всецело ассоциировалась с ногайцами. Они жили на севере полуострова, в так называемом степном Крыму. К исходу первой трети XVII века, то есть тогда, когда столкновения между кочевыми тюрками, обитавшими в северном Причерноморье, и обосновавшимися в низовьях Волги калмыками стали реальностью, в Крыму могли базироваться отдельные улусы Малой Ногайской орды. Но, помимо них, были там тогда и свои ногайцы. Речь идет о крымских ногайских татарах или о племени Мансура. Тогда бегство в Крым из распадающейся Большой Ногайской орды, вероятно, было делом привычным. Но к кому мог придти там Таргын, герой эпоса «Ер-Таргын»? Или кем мог быть в действительности Акша-хан, чьим воином ногайский батыр стал?

     Согласно сказанному в эпосе, он был правителем ногайцев в Крыму. Однако башкирам Акша-хан известен как казахский батыр. Причем – не как эпический герой, а как участник двустороннего поэтического состязания под названием «айтыш» или «эйтеш». Рассматриваемый айтыш называется айтышом башкирского батыра-сэсэна Караса и казахского батыра Акша-хана и называется «Карас и Акша». Конечно, это мог быть другой человек или, если угодно, другой образ. Но у башкир есть также айтыш башкирского батыра Кужака и ногайского батыра Таргына – «Таргын и Кужак». А в казахском эпосе «Ер-Таргын» Таргын сходится в поединке со старым батыром Кожаком или Карт-Кожаком. Но прежде чем сразиться, они вступают в диалог в духе традиций…

     Одним словом, допустимо, думается, предположить, что за перечисленными выше именами могли быть одни и те же соответствующие образы. То есть Акша-хан, вступавший в словесное состязание с башкирским батыром-сэсэном Карасом, мог оказаться тем же правителем, который принял под свои знамена Ер-Таргына. Конечно, это – всего лишь гипотеза. Но если согласиться с тем, что она все же имеет право на существование, возникает другой вопрос: откуда в первой половине XVII века в Крыму могли взяться казахи?!

     Такое, наверное, весьма странно слышать, но в Крыму еще до перехода этого полуострова под власть Российской империи казахи, похоже, жили. По данным, опубликованным российским исследователем В.М.Кабузаном («Народы России в XVIII веке. Численность и этнический состав»,«Наука»,

1990 г

.), 1783 году, когда Крым окончательно перешел под власть России, обнаружилось, что на полуострове проживало, помимо прочего населения, небольшое число казахов. То есть Акша-хан, который в Крыму принял Таргына, мог быть также тем казахским батыром, который состязался с башкирским батыром-сэсэном Карасом. А теперь вернемся к тому, о чем говорили в первой части нашего материала.

     В эпосе говорится, что «Таргын откочевал к горам Казылык, к месту, называемому Темир-Какпа-Железные Ворота» («Богатырские предания», Алматы, 1986 года). То есть он ушел в район Дербента в Дагестане. Как такой переход вяжется с данными о других легендарных героях этого эпоса? Согласно его сюжету Ер-Таргын и Ак-Жунус, влюбленная в него дочь Акша-хана, решают бежать. И, судя по всему, пошли они в восточном направлении от Крыма. За ними погнались люди Акша-хана. Правитель обещал, что тот, кто сумеет отбить его дочь у Ер-Таргына, может взять ее себе. Догнать беглецов удалось шестидесятипятилетнему батыру Карт-Кожаку. В поединке старик побеждает молодого богатыря. Но все же уступает ему девушку.

     Тут возникают два вопроса: какой в действительности могла быть причина ухода Ер-Таргына, сына Естерека, с Крыма и кем являлся Карт-Кожак?

     Из истории известно, что к середине 1630-ых г.г. большинство знатных ногайцев из Большой Ногайской орды находилось уже в Крымском ханстве. Однако после прихода к власти нового хана их положение ухудшилось. Часть из них было казнено, другая часть смогла спастись. В это время наследники Естерека покинули пределы Крымского ханства, а затем ушли далее к востоку от реки Дон. То есть им тогда было небезопасно оставаться на полуострове.

     Ер-Таргын, сын Естерека, появился в районе Дербента. Это – территория современного Дагестана. Дербент находится южнее Махачкалы, называвшейся прежде Анжи-кала (отсюда название футбольной команды из Дагестана – «Анжи»). Так вот, согласно кумыкскому эпосу «Анжи-наме», датируемому XVIII веком, в прежние времена правителем Анжикалы был Карт-Кожак.

(Продолжение следует)

Ахас ТАЖУТОВ

Publicité
Publicité
Commentaires
Обзор инностранной прессы
Publicité
Publicité