Известные личности о жузовщине в современном Казахстане

Нурболат МАСАНОВ, доктор исторических наук:

«До настоящего времени клан является очень важной (хотя не единственной) призмой для интерпретации и классифицирования общественных и политических процессов, имеющих место в Казахстане. Это – важный психологический фактор, который находит свое наибольшее применение в отборе и карьерных путях государственных служащих. Клановый фактор лежит в основе законности (легитимности) претензии отдельно взятого лица на ту или иную государственную должность, подпитывает его надежды, определяет его способность играть независимую роль в политической жизни. Это – клановый фактор, что в значительной мере устанавливает степень должностного лица, его власти, насколько высоко он вероятно должен будет продвинуться в правительственной службе, границы его общественного пространства и длительность времени, в течение которого он пребывает в системе власти…

     Люди из младшего жуза не являются, в глазах общественного мнения, законными (легитимными)  претендентами на власть, и поэтому не могут играть самостоятельную роль в политической жизни».

Источник: «The

Jamestown

Foundation»

Галым АБИЛЬСИИТОВ, доктор технических наук:

«В наше время, если исходить из интересов режима личной власти Президента, выражающего взгляды Старшего жуза, просматриваются явные признаки политического союза Старшего и Младшего жузов во главе со Старшим. Почему-то в Казахстане существует негласное табу на любые публичные разговоры о жузах и родах, если это не ученый трактат на отвлеченные исторические темы, или не осуждение очередного проявления трайбализма в текущей жизни. Идет это, видимо, от кондовой советской пропаганды, которая энергично боролась с “пережитками прошлого”, формируя единую советскую нацию, состоящую, в лучшем случае, из отдельных народов и народностей, а не каких-то там племен и родов, из которых составлены сами эти народы. Однако, даже в суровых условиях коммунистической идеологии, лучшие представители Старшего жуза не забывали о своем “природном праве” руководить казахами. Поэтому первые секретари ЦК Казахстана, как правило, избирались из их числа. И Назарбаев, последний первый секретарь коммунистического ЦК - не исключение. Но почему теперь, когда все должно и может быть открыто, когда нет ЦК и советской пропаганды, мы не введем жузы и рода в политический обиход? Если рано, то - когда можно, если никогда - то почему? Вопросы, на которые пока нет ответа. Однако, если снять “политическое проклятие” с жузов и родов, многие тайны казахстанской политики начнут проясняться - например, станет ясно, что политический союз Старшего и Младшего жузов - не какая-то страшилка, а имеющая логическое объяснение объективная реальность, или дискриминация Среднего жуза - не просто политическая несправедливость, а жизненная потребность, вызванная интересами существующей системы власти».

Источник: Интернет-газета «zonakz.net»,

2006 г

.

Галым АБИЛЬСИИТОВ, доктор технических наук:

   

Но я то, в конце концов, сам пришел к пониманию того, что единственное разделение в Казахстане, которое идет по силовым полям – это жузы. Только по этому признаку – принадлежности тому или иному жузу – люди идентифицируют друг друга.

Источник: Интернет-газета «zonakz.net»,

2006 г

.

Нурлан АМРЕКУЛОВ, доктор философии:

     «Tема жузов была долгое время закрытой для обсуждения. В официальной казахстанской прессе она непопулярна до сих пор. Лишь эпизодически в оппозиционных русскоязычных и — редко — казахских изданиях появляются материалы по этой проблеме. Но, даже затрагивая ее, абсолютное большинство казахских авторов не вскрывает корней явной жузовщины и трайбализма, коварно опутавших своими сетями государствообразующий этнос».

Источник: polit.nnov.ru,

2007 г

.

Вместо послесловия:

     «Нам сегодня важно понять, влияют ли жузы на общественно-политические отношения в Казахстане в начале ХХI века? Ответ очевиден – безусловно, влияют. И на кадровые назначения, и на распределение государственных заказов, и на контроль над определенными секторами внутреннего казахского рынка, и на многое другое.

     Для граждан Казахстана не является большим секретом, к какому жузу принадлежит Нурсултан Назарбаев и к какому жузу принадлежит жена Назарбаева, и как это влияет на взаимоотношения внутри «единого казахского народа». Но тема влияния жузов на реальность обсуждается не публично. Казахстан начала ХХI века подвержен постоянным эпидемиям слухов, которые в условиях отсутствия свободной прессы создают непривлекательный образ жузовой коррупции и спектр других негативных явлений. 

    Безусловно, можно и дальше опровергать влияние жузов на общественно-политическую жизнь Казахстана, но знание реальности массовым сознанием является благом, а не трагедией».

Источник: polit.nnov.ru,

2007 г

.